Рецензия на комикс "Нефариус"
Автор статьи: Ирбис

Добро должно быть с кулаками,
Хвостом и острыми рогами.
Хвостом крутя, бия копытом,
Оно придет и за тобой...
(с) Александр Иванов

Все были детьми, и почти все в этом нежном возрасте слышали сказки о том, что злая лиса съела Колобка, что Белоснежка сбежала в лес и жила там со спасителями-гномами, а потом вернулась, и зло в виде мачехи было повержено. Затем, в подростковом возрасте, наступила пора светлого и не очень романтизма: добрые рыцари, убивающие неизменно злых драконов, светлые паладины, без капли сомнения кромсающие орков и колдунов, люди обычные, радостно избавляющие мир от ведьмы с помощью пламени. Орды супер-героев и супер-злодеев, сражающиеся между собой на фоне человечества в роли статиста. Перечисление - бесконечно, главное остается. А главным на этот раз является то, что почти все уверены - есть добро и зло. И добро имеет право убивать и наказывать, чем, в принципе, на потребу этих "почти всех" и занимается. Но в то же время, многие испытывают нежные чувства к персонажам злым, повальное увлечение демонами и злыми колдунами на языке психологов приобрело название "склонности к девиантному поведению" и "инфантилизму". А спроси их, чем привлек персонаж? Что услышите в ответ: "Хороший костюм" и "Он самый крутой".
Но лишь единицы осознают одну простую истину: и добро, и зло - понятия субъективные, никоим образом не объективные. И лишь эти единицы находят в себе силы заглянуть в глаза героям, отринув архаичные стереотипы. Сегодня речь пойдет об одном таком интересном случае - комиксе художницы Логны.

Нефариус - колдун, но...злой ли? Вряд ли. Скорее, это человек, пошедший по другому пути, не по выбранному людьми. Красавица, светловолосый венценосный старший брат, который победил в схватке за любовь принцессы отнюдь не благородными средствами. Был бы Нефариус обычным, то он бы сделал вид, что смирился, не покинул бы дворец, но рано или поздно соблазнил бы ставшую королевой красавицу. Вместо этого он покинул дворец и решил заняться самоусовершенствованием. А что ещё оставалось делать, если не хотелось иметь дело с теми, кто его предал, хотя любой другой бы проглотил эту обиду молча? Именно этот поступок, - нежелание мириться с предательством брата, нежелание жить с первой любовью тайком, - является в его истории определяющим. Мог убить брата, мог завладеть королевой, так ведь просто ушел, желая жить по-своему. В некотором роде благородный поступок.
И быть бы ему королем без царства, странствующим циничным рыцарем, но способность мыслить самостоятельно сыграла с Нефариусом злую шутку. Понимание того, что людская мораль лжива насквозь и нисколько не мешает людям совершать неблагочестивые поступки, что она придумана лишь для того, чтобы понятно было, что скрывать ("Не пойман - не вор!"), что глупости и устои общественные нисколько не мешают людям лгать и предавать, убивать и преследовать тех, кто на отличается от большинства, главное - чтобы об этом никто не узнал, и приводит начинающего волшебника на путь отшельничества.
Впрочем, есть одно маленькое но: та же общественная мораль поддерживает и одобряет преследование и уничтожение тех, кто не поддался общему настроению и тех, кто просто иной с самого рождения. А поскольку волшебник не ходит за сельчанами, и не помогает им в выращивании тыкв и морковок на огородах с помощью заклинаний вызывая дождь, то он заочно попадает в категорию "злых". Тех, кто считает, что крестьяне сами справятся, и они не обязаны носится по деревням и тратить талант на излечение коров и выращивание урожая, а также собирание овощей с помощью телекинеза. Масло в огонь подлило ещё и то, что сам Нефариус попытался заглянуть в души тех, кто не принадлежит к людской расе, и обнаружил, что монстры и чудовища, как их величают, вовсе не таковы. Они просто иные, а вот монстрами их делает людская молва. Так бы жили эти племена не-людей и никому не мешали, если бы не преследование со стороны человечества и поголовное выселение с исконных мест обитания и попытки истребления. Колдун понял это. Таким образом, заключив союз с истребляемыми расами, окончательно заслужил звание "злого, богомерзкого колдуна".
Следующим шагом было понимание того, что преследуемыми и необретшими место в жизни бывают и люди с отличающимся мировоззрением. Речь идет о девушке-охотнице за драконами. Она не пожелала днями стоять у плиты, рожать каждый год детей и терпеть побои от возвратившегося из кабака мужа. Она сама выбрала и построила собственную судьбу. Стала самостоятельной. И совершенно случайно встретилась с героем. Так же случайно, как и вторая девушка - полувампир-получеловек. Совершенно безобидное, прекрасное существо, покинувшее общество людей по причине всеобщей ненависти. Изгои встретились. Те, кого считали отступниками от человеческих понятий, почувствовали друг друга.
Самое интересное - как ни странно, никто из троих не чувствовал себя несчастливым из-за неприятия обществом. Они ушли сами, они выбрали свой путь, что во все времена считалось отклонением.

Ещё одним отклонением является принц Юджин - подросток, выбравший свет, но явно не знающий, кого защищает. В сцене обмена частями душ с его дядюшкой Нефариусом приходит мысль - если бы он действительно выбрал направление жизни самостоятельно, знал бы, что к чему, то обряд не обрел бы силу. Потому что невозможно изменить характер человека, если он сформировался на основе собственных убеждений. Юджин, как оказалось, был воспитан на лжи, это и стало роковым для его отца, когда принц с Нефариусом отправились захватывать родной город...
А почему? А потому что Нефариус просто показал правду, все то, что он знал, и от познания каковой изнанки жизни добрый рыцарь был избавлен. Но, поскольку Юджин мог понимать лишь определение "Темное-Светлое", то он сразу же решил отомстить отцу за давно совершенную подлость. Дело даже не в передавшейся неприязни колдуна-дядюшки к своему венценосному брату, дело в излишнем морализме принца, глубоко вжившегося в образ "справедливого судьи меча, ведомого Божьей волей", излишней верой в то, что он должен нести мир и счастье, наказывать любое зло и подлость. К сожалению, воспитанный на этих понятиях Юджин так и не научился мыслить и чувствовать, верить своему сердцу... что является любой отрицательной чертой подобных положительных героев.

Комикс "Нефариус" является той самой правдивой сказкой, эра которых закончилась давно, ещё тогда, когда братья Гримм отредактировали "Белоснежку и семь гномов". А ведь тогда Белоснежка приказала надеть на ноги мачехи раскаленные до бела железные туфли, заклепать их, и выпустить мачеху в наряде нищенки на мороз зимой в железной обувке.
Сказка Логны - не столь жестока. Художница попыталась заглянуть в душу тех, кого считают злодеями, хотя они не совершили ничего, что стоило бы такой "похвалы". Они пошли против общественных устоев, порой весьма глупых, выбрали свой, правильный, путь. И правильно сделали...
Об ошибках героев, "впавших в добро", постепенно превращающихся из-за веры в это в то самое "добро с кулаками и острыми рогами". Для того, чтобы стать настоящим чудовищем, не нужно иметь клыки, крылья, склонность к украшениям с шипами и черепами. Достаточно разучиться мыслить самостоятельно.
Сказка о монстрах, которые такими не являются, и о людях, которые внутри - истинные чудовища.
Хорошая сказка, в которую не надо верить, потому что она - правда жизни, кипящей вокруг, переданная иносказаниями. Оглянитесь и вы увидите...

Hosted by uCoz